Николай Чупров: «Былины хранят историю Матушки-Руси»

Третий всероссийский фестиваль сэсэнов (сказителей) прошел в конце октября в Уфе. На конкурсе прозвучали башкирские, русские, татарские, сибирско-татарские, мордовские, эвенкийские сказки, народные эпосы, мунаджаты, кубаиры, былины, горловое пение, а также нагайбакский фольклор. Республику Коми представлял режиссер народного фольклорно-этнографического ансамбля из Печоры «Усть-цилемские напевы» Николай Чупров, вошедший в итоге в пятерку лауреатов фестиваля. Печорский сказитель выступил с отрывками из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Илья Муромец и Сокольник». После возвращения домой Николай Чупров рассказал «Республике» о своем увлечении былинами и фестивале.

– Я родился и вырос в селе Среднее Бугаево Усть-Цилемского района. Очень люблю свою малую родину. В Печоре живу с шестнадцати лет – с 1973 года. Сейчас работаю в городском объединении «Досуг» режиссером народного коллектива «Усть-цилемские напевы» и детского фольклорного коллектива «Родники». Помимо этого, я председатель Печорского представительства МОД «Русь Печорская».

– Наверное, былины учили еще в детстве?
– Нет. Увлекся ими около четверти века назад. В 1996 году в Печоре образовалось землячество устьцилемов. Мы стали изучать и пропагандировать нашу традиционную культуру: песни, стихи, говор, сказки. И помимо всего этого я заинтересовался былинами. Носителей этого жанра тогда почти не было, а если и были, то недоступны мне. Через городскую центральную библиотеку я выписал из республиканской библиотеки сборник «Былины Печоры и Зимнего берега». В нем были собраны былины экспедиций 20-х, 40-х и 50-х годов прошлого века. Все тексты положены на ноты. Но я не знаю ни одной ноты. Пришлось обращаться к специалистам с музыкальным образованием. Не все брались за это сложное дело. Уж слишком витиевато была расписана партитура. Помог мне известный в Печоре музыкант Валерий Пономарев. Вот мы с ним разучили первую былину «Про Илью Муромца и Сокольника». По специфике своей работы сценарии для моих коллективов пишу сам. Стал включать в них и свою первую былину.

– На конкурсе былину представили впервые?
– Каждый год раза по два мы с моими коллективами выезжаем на конкурсы и фестивали различного уровня: республиканские, всероссийские и международные. На этих конкурсах я стал исполнять былину. Жюри нравилось мое исполнение. Не раз получал дипломы лауреата первой степени. Например, на конкурсах «Невские перспективы» и «Малахитовая шкатулка» в Санкт-Петербурге, «Казанские узоры» в Казани, «Наследие времен» и «Богатство России» в Москве. Затем с диска разучил еще одну былину – «Илья Муромец и Соловей-разбойник». На международном конкурсе «Колыбель России» в Архангельске я получил за нее кубок и Гран-при.
Но мое разучивание былин на этом не закончилось. В последнее время выучил новые былины и новый напев. Если все будет благополучно, то в следующем году в деревне былинщиков Боровской Усть-Цилемского района пройдет праздник печорской былины. Очень хочу принять в нем участие.

– А как вы узнали про башкирский конкурс сэсэнов?
– Осенью прошлого года я ездил на фольклорный семинар в Уфу. Там мне пришлось не только участвовать в работе семинара, но и провести мастер-класс по современным фольклорным праздникам на площадях. Я рассказывал и показывал, как проводится праздник «Усть-Цилемская горка». Организатором семинара была сотрудник Башкирского республиканского центра народного творчества Наталья Кондакова. Мы начали активно сотрудничать с ней, она присылает мне положения разных конкурсов и фестивалей. Вот и на конкурс сэсэнов я подал заявку благодаря ей.
На конкурсе с творческими номерами выступили пятьдесят участников из Пензенской, Ульяновской, Тамбовской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Тюменской, Нижегородской областей, Ненецкого автономного округа, Удмуртии, Алтая, Татарстана, Пермского края и Екатеринбурга. Сказительские традиции своего народа также представили сказители из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Объединенных Арабских Эмиратов.

– Вы были единственным былинным сказителем на фестивале?
– Нет. Приятно было встретить на конкурсе земляков – Альберта Дуркина из Хабарихи Усть-Цилемского района и Зою Чупрову из Нарьян-Мара. Оценив наши выступления, я решил, что в лидерах окажется Альберт Семенович. Но судьба улыбнулась мне больше, чем ему. Жюри понравилась моя работа. Они обсуждали буквально каждое выступление. Делали замечания, обращали внимание на каждую мелочь. К своему выступлению, конечно, отнесся несколько критично. Нашел над чем нужно работать, чтобы принимать участие в конкурсах. Но для меня важна не победа, а желание показать былинную культуру моих предков.
Мне очень понравилось выступление Калыбека уулу Нурбека из Кыргызстана. Он пел-рассказывал о рождении киргизского эпоса Манаса. Очень завораживающее выступление. Я рад, что не ошибся в нем, и он тоже в числе лауреатов.
Победа окрыляет и стимулирует. Будем работать дальше. Впереди новые планы. Ждем результатов с межрегионального детского онлайн-конкурса-фестиваля «Венок дружбы», где принимает участие детский фольклорный коллектив «Родники». Также ждем решения жюри Коми республиканского центра народного творчества по подтверждению звания фольклорному коллективу «Усть-цилемские напевы» – «народный самодеятельный коллектив».

– Сохранились ли в усть-цилемской глубинке сказители, которые учили былины не по книгам и записям, а от дедов и прадедов?
– Сегодня Альберт Семенович Дуркин является как раз тем человеком, который перенимал старины (былины) от людей старшего поколения. Правда, сейчас он, наверное, уже обращается и к записям, и к сборникам. Усть-Цилемский район ведь тем и уникален, что там сохранилась древняя русская культура. Здесь в основном русскоязычное население. А среди коми сказители подобных сказаний, наверное, называются по-иному, как и у других народов, например сэсэны. В усть-цилемском культурном центре есть мужская группа, которая исполняет былины, но уже в обработке. Так раньше не пели. Но в их многоголосном исполнении это хорошо звучит.

– Слагаются ли сейчас новые былины? Интересны ли они нынешнему поколению детей?
– По поводу сложения новых былин сложно что-то сказать. Вряд ли они сейчас слагаются. Когда былины появились, тогда это был жанр модерн для своего времени. А то, что поют сейчас, в те времена было неприемлемо. Для того чтобы сократить былину и подготовить сценический сюжет, приходится иногда самому что-то менять в тексте или добавлять что-то свое. Я, исполняя былины в своих выступлениях, пою их для участников детского фольклорного коллектива «Родники», которые в это время тоже находятся на сцене. И дети с интересом слушают меня.

– В чем отличие сказания былин от декламирования стихов?
– И стихи бывают разные. Каждый поэт может читать свои стихи по-своему. В стихах есть рифма, определенный размер строк и строф. А былину надо распеть. Хотя прежде былины-то старинами звали, да их и не пели, сказывали. В стихах текст можно подать с различной интонацией, темпоритмом, жестами, артистизмом. А былиной надо просто заворожить слушателя. Может, тембром голоса, фактурой, внешностью, быть в образе. В общем, считаю, что это достаточно серьезное дело. Былинный эпос – не просто литературное произведение, это и история всей нашей России-матушки. Былины включены даже в школьную программу. Герои былин – это не выдуманные сказочные герои, а исторические личности.

– Сколько былин сейчас в вашем репертуаре?
– Я хорошо освоил четыре былины, небывальщину и три напева. Напевы хоть и несложные, но текст-то не стихотворный. Надо все распеть так, чтобы весь текст влез в мелодию куплета, или растянуть на мелодию. В строчках бывает разное количество слогов. В этом есть большая сложность.

Автор: Артур Артеев

Оцентие качество услуг